Материал Кристиано Вильетти из статьи «Римские мифы и происхождение монет».
Сопоставив (i) высказывание юриста II в. н. э. Секста Помпония (согласно которому triumviri capitales [три государственных чиновника, первоначально назначенные для надзора за казнями и тюрьмами] были созданы одновременно с triumviri Monetales) и (ii) информации от римского историка Ливия (согласно которому около 289-285 гг. до н. э. были созданы несколько мелких магистратов, называемых triumviri capitales), ученые сделали вывод, что около 289 г. до н. э. в Риме были созданы три незначительных магистрата, специально отвечавших за производство литой и (позднее) чеканной монеты. Эти магистраты известны как tresviri Monetales aere argento auro flando feriundo (триумвиры по литью и чеканке меди, серебра и золота).
Эти магистраты назывались Monetales, потому что на протяжении всей республиканской эпохи римские монеты производились в мастерских, построенных в начале III века до н. э. в районе, посвященном богине Юноне Монете (от имени которой происходит английское слово «money» (деньги), как и практически все неолатинские слова, означающие монету, деньги, стандарт стоимости: французское «monnaie»; итальянское и румынское «moneta»; португальское «moeda»; испанское «moneda»).
Важно подчеркнуть, что Юнона Монета покровительствовала производству монет, но не была, как можно было бы предположить, богиней торговли, рынка, налогов или богатства, изобилия или процветания для римлян. Кем же была Монета? Прежде всего стоит отметить, что около 289 года до н. э. Юнона с эпитетом Монета была относительно новой богиней для Рима. Ее храм был построен в 344 году до н. э. консулами К. Марцием Рутилием и Т. Манлием Торкватом после того, как в 345 году до н. э. диктатор Л. Фурий Камилл принес обет в честь победы над соседним народом Аврунки.
Интересен тот факт, что сферой ответственности Монеты, по мнению римлян, была память. Около 240 г. до н. э. поэт Ливий Андроник в очень коротком фрагменте своей «Одусии» утверждает: «Воистину, божественная дочь Монета учила [...] (nam diva Monetas filia docuit)». Здесь Андроник говорит о ней, как об одной из Муз, которые в греческой мифологии были дочерями Мнемосины, богини памяти. То же самое подтверждает два с половиной века спустя Гигин: «Музы родились от Юпитера и Монеты».
Латинское слово «Moneta» неслучайно происходит от латинского слова «monere» - «напоминать, припоминать» и образовано, как и многие другие названия римских богинь, с помощью суффикса -ta (например, Mater Matuta, Februata, Stata, Tacita, Viscata, Genita: например, Тацита (от «tacere» - «молчать») - богиня, которая заставляет (кого-то) молчать; Виската (от «visco» - «делать липким») заставляет (кого-то) прилипать (к чему-то); Стата (от «stare» - «стоять на месте») останавливает (например, пожары), а Монета - богиня, которая вспоминает (о чем-то), напоминает (кому-то о чем-то). Именно это значение объясняется в преданиях о Монете.
Цицерон в своем труде «О дивинации» объясняет - к сожалению, не указывая датировку упомянутого эпизода, - что происхождение эпитета «Монета», присвоенного специфическому воплощению Юноны, связано с точным событием: «как писали многие, после землетрясения из храма Юноны на цитадели раздался голос, напоминающий принести в жертву беременную свиноматку (ut sue plena procuration fieret). Из-за этого богиню стали называть Юноной Монетой («напоминающей») (quocirca Iunonem illam appellatam Monetam).
Не менее двенадцати веков спустя в византийском лексиконе «Суда» (в главе под названием «Moneta») объясняется, что римляне дали имя Монета проявлению Юноны и начали чеканить монеты в ее священном месте, потому что в начале войны с Пирром (280 г. до н. э.) им нужны были деньги, чтобы успешнее противостоять своему страшному врагу. Богиня ответила, что поможет им добыть богатство, необходимое для войны, но при этом призвала (напомнила), чтобы они «упорствовали в праведном использовании оружия (tōn hoplōn anthexontai meta dikaiosunēs)».
Таким образом, предания о Монете и ее значении полностью перекликаются не только с этимологией и морфологией этого латинского слова, но и с тем, что говорят мифы на бронзовых монетах среднереспубликанского Рима (Средняя (классическая) республика (287—133 годы до н. э.)). Согласно преданиям, предметы, изготовленные в мастерских, расположенных в священной зоне Монеты, задумывались и воспринимались римлянами в основном как объекты, которые, с их точки зрения, были очевидным образом связаны с богиней памяти в той культурно-исторической среде.
Но почему римляне рассматривали свои старые монеты как напоминающие объекты, а не как, скажем, инструменты обмена или как переносное богатство? Стоит отметить, что существование в Риме платежных средств в значительной степени предшествовало зарождению городского монетного дела и, возможно, самого города. По мнению археологов, народы центральной Италии начали использовать предметы или куски различных неотчеканенных медных сплавов для хранения богатства и, возможно, в качестве средств обмена и платежа где-то во II половине II тысячелетия до н. э., о чем свидетельствует появление кладов с металлами. Соответственно, когда в среднереспубликанском Риме начали выпускать чеканную монету, в ней не было ничего нового с точки зрения ее практического использования и функций. Новое в чеканке монет было связано скорее с отношениями между валютой, ее весом и государством.
Денежная стоимость нечеканной бронзы, обычно состоявшей из грубых кусков металла, так называемых «aes rude», или, начиная с VI или V века до н. э., также из бронзовых слитков со знаками или клеймами, измерялась по весу вплоть до создания полноценной римской бронзовой монеты в начале III века до н. э. Поэтому до введения монет, чтобы совершить обмен, плательщик должен был принести немного своей бронзы и просить продавца взвесить ее на весах. Как мы видели, каждый уплачиваемый асс (название древнеримской медной монеты) соответствовал весу римского фунта (ок. 327 г) бронзы (327 г). С введением монет покупательная способность отошла от веса к «числу», то есть, буквально к числу (или к другим знакам, обозначающим числа), которые были выбиты на монете. До этого момента стоимость валюты определялась весом; по словам Гауиса, «eorumque nummorum vis et potestas non in numero erat, sed in pondere [...и сила и действие монет зависели не от числа, а от веса]». Это же замечание делает и среднеимперский юрист Юлий Паулюс, который подчеркивает, что государственные монеты (materia forma publica percussa) обязаны своей стоимостью не столько материи, из которой они изготовлены, сколько количественной или номинальной стоимости, которую ей приписывает государственная власть (non tam ex substantia praebet quam ex quantitate).
Соответственно, как только государство начинает чеканить свои монеты, монета в один асс уже не соответствует стабильно или обязательно весу фунта бронзы, а бронзовой монете в один асс, вес которой устанавливается и изменяется государством. Фактически, в самом в начале III века до н.э., первые выпуски монет в один асс весили именно один фунт (а иногда даже немного больше), но вскоре их вес уменьшился. Вот как про это пишет Плиний Старший:
"Вес стандартного фунта бронзы был уменьшен сначала во время Пунической войны, когда государство не могло покрыть свои расходы, и было принято постановление, что асс должен чеканиться весом в 2 унции (constitutumque ut asses sextantario pondere ferirentur). [...] Дизайн этой бронзовой монеты был таким: на одной стороне был изображен Янус, обращенный в обе стороны, а на другой - нос боевого корабля. [...] Впоследствии, когда Ганнибал уже был близко, при диктатуре Квинта Фабия Максима [217 г. до н. э.] были отчеканены ассы весом в одну унцию (asses unciales facti). [...] Затем, согласно закону Папирия [89 г. до н. э.], стали чеканить ассы весом в пол-унции (semunciarii asses facti)".
Из археологических данных мы знаем, что, вопреки словам Плиния, уменьшение веса республиканских бронзовых монет было нелинейным и, в любом случае, более постепенным, чем он считал. Первоначальный вес монеты с Янусом-носом корабля, введенной во второй половине III века до н. э. после выпуска первых римских монет, составлял десять унций (ок. 270 г, т. е. на две унции меньше фунта), который постепенно уменьшался, хотя верно, что во время Второй Пунической войны в конце III века до н. э. вес ассов примерно колебался между двумя и одной унцией, как, по-видимому, и говорится в отрывке Плиния. В это время переход от веса в примерно унцию к пол-унции также был очень постепенным, вплоть до конца производства монеты с Янусом-носом корабля около 82 года до н. э.
Однако, несмотря на все эти неточности Плиния, верным является то, что менее чем за два столетия вес бронзы уменьшился с римского фунта до пол-унции, то есть уменьшился в 24 раза (с ок. 327 г до ок. 14 г). Почему так произошло? Прежде всего, потому, что Рим отказался от весовой денежной системы, где стоимость и вес (один асс = один фунт бронзы) обязательно совпадали, в пользу системы государственной чеканки, согласно которой власти устанавливают стоимость монет и могли принимать решения об уменьшении их веса в зависимости от конкретных экономических и политических обстоятельств, стараясь при этом сохранить, насколько это возможно, их покупательную способность. Это теоретически номиналистическое или фидуциарное отношение к монетам, как известно, не всегда было успешным. (Достаточно вспомнить, например, о драматическом феномене обесценивания серебряных монет во второй половине императорской эпохи). Однако в какой-то степени он сработал в Римской республике, и не только с бронзовыми монетами: например, в 140 г. до н. э. Рим увеличил обменную стоимость серебряных денариев с 10 до 16 ассов, не меняя веса или процентного содержания серебра в этих монетах.
Именно в этих финансовых практиках, которые стали возможны при чеканке монет, но были бы невозможны, если бы деньги взвешивались, можно лучше понять связь между введением в Риме монет и ролью Юноны Монеты.
Если при чеканке монет государством стоимость монеты устанавливается самим государством и может быть относительно независимой от ее веса, то как пользователь может определить стоимость монеты, если не путем прочтения на самой монете «числа», которое государство законно присвоило ей? Как пользователь монеты может быть уверен, что старая бронзовая монета весом, скажем, в 10 унций или полфунта стоит столько же, сколько более поздние, меньшие и легкие монеты, если не признает, что на всех них находится аналогичный дизайн - двуликая голова Януса на аверсе, нос корабля Сатурна на реверсе и знак стоимости «I», равный, для римлянина, числу «один» - которые напоминают и свидетельствуют о том, что данный объект является монетой, выпущенной городом Римом. Именно по этому признаку римляне различали «взвешенные» (adpensa) и «подсчитанные» (numerata) деньги.
Любопытно, что римляне уделили этой трансформации так много внимания в истории своих денег, что придумали мифы, которые подразумевали и, в некотором смысле, расширяли эту характерную для Рима идею монет как объектов, напоминающих пользователям об их ценности через дизайн и информацию, которые на них отчеканены.