Материал Всемирного золотого совета.
Структурные изменения на рынке физического инвестиционного золота
В Индии львиную долю сбережений домохозяйств составляют физические активы: недвижимость, золотые (и серебряные) слитки, монеты и ювелирные изделия. Благодаря этому Индия стала вторым крупнейшим в мире рынком золотых слитков и монет, где за последнее десятилетие ежегодно приобреталось в среднем 187 тонн инвестиционного золота. Слитки и монеты выполняют разнообразные функции в контексте инвестиционного спроса. По данным исследований, проведенных компанией «Metals Focus», около 40-50% из слитков и монет в конечном итоге превращаются в ювелирные изделия. Это означает, что инвестиционные продукты выполняют двойную роль – служат в качестве сбережений и одновременно способствуют приобретению ювелирных изделий.
В последние годы объем розничных инвестиций в золото снизился. Это объясняется несколькими факторами, а именно: распространением финансовых услуг среди населения; опережающим ростом курса золота по сравнению с акциями; новыми правительственными ограничениями, такими как высокие пошлины на импорт и борьбой с теневой экономикой; а также изменением демографической ситуации.
За последние 9 лет правительство сосредоточило внимание на расширении доступа населения к финансовым услугам, что позволило банкам расширить сферу своей деятельности на большей части территории Индии. Во многом это произошло благодаря введению в 2014 году программы «Pradhan Mantri Jan Dhan Yojna» (PMJDY), направленной на обеспечение доступа к банковским услугам по всей стране. За последние 9 лет было открыто более 482 млн банковских счетов, что больше, чем за все предыдущие десятилетия. Важно отметить, что более 65% этих счетов приходится на сельские и пригородные районы. Распространению банковской сети в сельских районах Индии помог рост доступности интернета, что позволило банкам более эффективно внедрять технологии в глубинках.
Домохозяйства с низкими и средними доходами всегда считали золото более выгодной формой инвестиций, чем банковские депозитные счета. Однако вышеупомянутые изменения оказали огромное влияние на финансовую грамотность населения и могут привести к отказу от золота в пользу других финансовых продуктов. Стремительный рост распространения интернета также привел к резкому увеличению числа компаний, работающих в сфере финтеха, которые обеспечивают легкий доступ к финансовым услугам. Все это в сочетании с высокой доходностью акций побудило многих инвесторов вложить свои средства в фондовый рынок. За последнее десятилетие базовый индекс акций Индии, «Nifty 50», обеспечил доходность в 210% по сравнению со 180% у золота. При этом значительная часть роста курса золота пришлась на последние годы; в 2013-2018 годах его цена колебалась в узком диапазоне, обеспечивая доходность, исчисляемую однозначными числами. В целом количество счетов инвесторов в паевых инвестиционных фондах увеличилось с 40 млн в 2015 году до 143 млн в 2023 году.
Количество счетов «Demat», используемых для прямой торговли акциями, также выросло: с 24 млн в 2015 году до 108 млн в 2022 году. Несмотря на такое стремление к покупке акций в последние годы, в абсолютном выражении объем сбережений населения в акциях и паевых фондах составляет около 10% от совокупных валовых финансовых сбережений домохозяйств. Это говорит о возможности значительного распространения популярности акций, если индийские фондовые рынки будут продолжать демонстрировать высокую доходность.
Что касается регулирования, то власти пытались решить проблему теневой экономики, чтобы снизить зависимость страны от операций с наличными. На долю наличных приходится значительная часть операций с золотом. Однако на них повлиял целый ряд правительственных мер, начиная с демонетизации и заканчивая ограничениями на покупку наличных и обязательным предоставлением номера постоянного личного финансового счета при совершении операций. Все это привело к снижению спроса на слитки и монеты в последние годы.
Изменение демографической ситуации в Индии - еще один важный фактор, оказывающий влияние на розничные покупки золота. В Индии много молодежи. Примерно 65% населения Индии моложе 40 лет, и их привычки в сфере сбережений зачастую отличаются от привычек их родителей. Молодое поколение выбирает акции и новые финансовые продукты (включая цифровое золото и криптовалюты), а также отличается склонностью к большим расходам. Поэтому неудивительно, что за последнее десятилетие норма сбережений в Индии снизилась с 33% до 30%. Рост доходов должен способствовать покупке золота, но ему придется конкурировать с другими дорогостоящими потребительскими товарами, такими как электроника и мобильные телефоны.
Факторы, определяющие инвестиционный спрос на золото
Некоторые факторы, поддерживающие спрос на слитки и монеты, схожи с теми, которые поддерживают спрос на ювелирные изделия. Важную роль играют свадьбы и религиозные праздники. Экономические факторы также определяют спрос на слитки и монеты как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе инвестиционный спрос определяется уровнем доходов. При прочих равных условиях эконометрическая модель на основе годовых данных за 1990-2021 гг., показывает, что спрос на слитки и монеты увеличивается на 1,1% при повышении валового национального дохода на душу населения на 1%.
Когда уровень доходов населения растет, то сбережения индийских домохозяйств направляются в большей степени в финансовые активы - банковские депозиты, страховые фонды и паевые инвестиционные фонды - чем в физические активы (недвижимость, золото), что уменьшает розничный инвестиционный спрос.
Существуют также краткосрочные факторы, влияющие на спрос на слитки и монеты. Согласно нашей эконометрической модели, при прочих равных условиях:
- рост инфляции на 1% увеличивает спрос на 4%;
- падение курса золота на 1% увеличивает спрос на слитки и монеты на 1%;
- увеличение количества осадков на 1% повышает спрос на 0,7%;
- импортные пошлины и другие ограничительные меры сокращают спрос на 1,7% в течение периода их действия.
Есть и другие причины, по которым индийские инвесторы считают золото предпочтительным объектом для вложений. Наиболее важными из них являются его роль в качестве защитного актива, средства диверсификации и хеджирования от инфляции, а также его ликвидность, которой драгметалл обладает благодаря легкости обратной продажи и использованию в качестве залога при получении кредита:
- защитный актив: золото имеет первостепенное значение именно в качестве защитного актива, особенно в сельских районах Индии, где в прошлом был слабый уровень распространения банковских услуг и низкий уровень осведомленности о финансовых услугах.
- простота конвертации в наличные деньги или использования для получения кредита: многие финансовые инструменты можно быстро ликвидировать, но на зачисление средств обычно уходит 24-48 часов. Золото представляет собой наиболее простую форму обеспечения кредита, особенно для небольших займов, требующих минимальной бумажной волокиты;
- диверсификация: этот фактор достаточно очевиден, учитывая отрицательную корреляцию золота с акциями. В частности, что касается инвесторов в Индии, доходность золота в национальной валюте позволяет ему выступать в качестве инструмента хеджирования от обесценивания рупии;
- возможность последующей конвертации в ювелирные изделия: в Индии потребители покупают золото для свадьбы, причем изначально оно приобретается в виде слитков и/или монет. Это физическое золото приобретается на регулярной основе, а затем в конечном итоге обменивается на ювелирные изделия, причем потребитель оплачивает (как минимум) стоимость изготовления.
- защита от инфляции: среднегодовая доходность золота в размере 10% в рупиях за последние 4 десятилетия часто опережала инфляцию потребительских цен в Индии (ИПЦ), которая за тот же период составила 7,3%.
Золото по-прежнему занимает важное место в портфеле индийских инвесторов. На вопрос о том, куда бы они направили неожиданно полученные премиальные, наше исследование 2019 года показало, что индийские инвесторы вложили бы 30% своих премиальных в золото.
Мотивы инвестирования в слитки и монеты являются разными
Рынок инвестиционного золота переживает структурные изменения, однако цели, лежащие в основе покупки слитков и монет, практически не изменились. Слитки остаются предпочтительным выбором для вложения средств, в то время как монеты, как правило, используются для подарков и других покупок, связанных с праздниками. Объем индийского рынка золотых слитков примерно в 2 раза превышает объем рынка монет.
Что касается состава, то все слитки изготавливаются из 24-каратного золота. Среди небольших инвесторов популярны слитки размером 8, 10 и 20 г; слитки большего веса, например 50 и 100 граммов, пользуются спросом у состоятельных покупателей. Такие слитки предназначены как для инвестиций, так и для последующего превращения в ювелирные изделия. Меньшие размеры, включая 2 г и 5 г, обычно покупают для подарков. В целом на рынке преобладают чеканные слитки весом 100 г и менее; их доля составляет около 90-95%.
Монеты пользуются огромной популярностью в праздничные сезоны, в частности в период празднования Дивали и Дхантерас, а также в благоприятный день Акшая Трития, что и объясняет, почему 30-40% продаж монет приходится на эти периоды. Монеты также выпускаются из 24-каратного золота, а их популярные размеры включают 2, 5 и 10 г. На большинстве монет можно увидеть изображения богов и богинь, в частности, богини Лакшми и слоноголового бога Ганеши. Монеты также используются в качестве подарков к особым случаям, в частности, при рождении ребенка или праздновании свадьбы.
Ювелирные магазины - излюбленное место продажи
Подавляющее большинство продаж слитков и монет осуществляется в ювелирных магазинах. Это свидетельствует о профессионализме ювелиров и том уважении, которое они вызывают у покупателей. Однако в последние годы появились новые тенденции, в частности рост прямых продаж на аффинажных заводах и все более широкое использование онлайн-платформ. Многие из недавно созданных аффинажных заводов теперь продают золото потребителям через розничные магазины и цифровые каналы. Платформы электронной коммерции также заметно продвинулись на рынке: по оценкам «Metals Focus», около 3% слитков и монет продается через такие сайты, как «Flipkart», «Snapdeal» и «Amazon». Около 80-85% офлайн-продаж золотых слитков и монет осуществляется через ювелиров, а остаток покупается напрямую у аффинажных заводов.
Факторы, способные негативно повлиять на физический инвестиционный спрос
Изменения в модели поведения инвесторов и новые продукты
На протяжении нескольких десятилетий индийские домохозяйства предпочитали делать сбережения в физических продуктах, что благоприятно сказывалось на золоте. Стоит отметить, что слитки и монеты остаются популярным инвестиционным продуктом даже когда инвесторы в городских районах Индии становятся более осведомленными в финансовых вопросах. Тем не менее, распространение банковских счетов и более широкий доступ к финансовым продуктам, а также хорошая динамика фондовых рынков привели к тому, что объем инвестиций в физическое золото временами снижался.
Бурное развитие цифровой экономики привело к появлению потребителей, которым становится удобнее работать в Интернете. Среди многочисленной молодой демографической группы наблюдается медленный, но структурный сдвиг в инвестиционном поведении. Примечательно, что, хотя цифровые технологии, возможно, оттолкнули потребителей от инвестиций в физическое золото, это создало возможности для продвижения новых финансовых продуктов, обеспеченных золотом, на рынок для широкой аудитории. И хотя в последние годы инвесторы отдавали предпочтение акциям, онлайн-торговля дает им возможность инвестировать в любые продукты по своему усмотрению.
Конкуренция со стороны фондовых рынков
Индийские фондовые рынки, пожалуй, представляют собой наибольшую угрозу для инвестиций в золото среди городских инвесторов. За последние 5 лет акции демонстрировали исключительно высокие показатели: два базовых индекса, «Sensex» и «Nifty», выросли на 79% и 72% соответственно к 2022 году. Наблюдался всплеск инвестиций со стороны среднего класса, большая часть которых направлялась через паевые фонды, приток средств в которые за последние 5 лет вырос на 120%, составив 119 млрд долларов США. Инвестиции в акции посредством прямой продажи акций также значительно увеличились. В настоящее время в Индии насчитывается 108 млн «demat»-счетов; акции так хорошо себя показали в прошлом году, что около 25% этих счетов были открыты только в 2022 году. В «Metals Focus» считают, что многие технологически подкованные молодые инвесторы хотят использовать торговлю акциями в качестве вторичного источника дохода.