Материал компании "Metals Focus".
По данным исследования компании "Metals Focus", объем потребления ювелирных изделий из золота в Китае за IV квартал 2023 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 148 тонн. Поэтому объем годового спроса в стране увеличился на 10%. Заметный рост не стал неожиданностью, учитывая низкую базу в IV квартале 2022 года, вызванную сильным влиянием коронакризиса. Однако многие ритейлеры и производители сообщили нам, что нынешний рост оказался слабее, чем ожидалось. Одной из основных причин этого стал низкий уровень продаж во время продолжительного Фестиваля середины осени и Национального дня (с 29 сентября по 6 октября). Ухудшение потребительских настроений, увеличение расходов на туризм и развлечения, повышенная цена на золото и опасения относительно коррекции цен — все это негативно сказалось на спросе.
При всем этом важно подчеркнуть, что спрос на золотые украшения в IV квартале 2023 года в целом был высоким. По сравнению с допандемическим уровнем, IV кварталом 2019 года, объем потребления ювелирных изделий снизился на 7% в весовом выражении, но при условном пересчете в местную валюту (то есть, используя среднюю цену на Шанхайской бирже золота и игнорируя любые наценки, трудозатраты и налоги), показатель в IV квартале 2023 года вырос почти на 30%. Согласно аналогичным расчетам, 2023 год стал рекордным по объему потребления ювелирных изделий в юанях. Этот рост продолжился и в 2024 году, что, в частности, отразилось на высоком уровне продаж в период празднования китайского Нового года (с 10 по 17 февраля).
В ходе нашего исследования, проведенного в начале января, мы зафиксировали активное участие ведущих розничных сетей в различных торговых ярмарках. При этом посещаемость выставочных залов в Шэньчжэне значительно возросла. Отзывы производителей из Шэньчжэня свидетельствуют о том, что в конце декабря в этой сфере наметился благоприятный подъем, и эта тенденция сохранялась в течение января. Рост уверенности в ценах на золото и сезонный спрос в период празднования китайского Нового года способствовали увеличению продаж ювелирных изделий и золотых слитков. В то же время наступление Года Дракона способствовало росту спроса. Все это, а также и без того низкий уровень запасов после длительного периода сокращения запасов в течение большей части IV квартала, привело к тому, что ритейлеры начали активно наращивать запасы. Согласно ежемесячному отчету Шанхайской биржи золота, объем изъятий золота в январе составил 271 тонну, что является самым высоким показателем за всю историю. Тем не менее, в январе ожидания большинства наших собеседников относительно продаж в период празднования китайского Нового года были лишь осторожно-оптимистичными из-за неблагоприятных экономических условий в Китае, высокой цены на золото и соперничества со стороны туризма и развлечений.
По данным Министерства культуры и туризма Китая, число внутренних туристов в период празднования китайского Нового года достигло 474 млн человек, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 19% выше по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. При этом доходы от внутреннего туризма выросли на 47,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 632,7 млрд юаней, что на 7,7% больше, чем в 2019 году. При более внимательном изучении этих цифр можно сделать вывод, что расходы на туризм у населения в 2019 году были на 10% ниже, чем в допандемический период. Опасения по поводу экономической нестабильности и отсутствие доверия к местным фондовым рынкам и рынкам недвижимости негативно сказались на расходах китайских потребителей на товары и услуги за пределами повседневных потребностей – роскошь и демонстративное потребление.
Тем не менее, несмотря на этот фон и конкуренцию со стороны туристических и развлекательных услуг, рынок физического золота в Китае был активен во время празднования китайского Нового года. По данным Национального бюро статистики Китая, объем розничных продаж ювелирных изделий из золота и серебра в период празднования китайского Нового года вырос на 23,8% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С учетом того, что цены на золото выросли на 14%, рост продаж в весовом выражении мог быть более скромным. Здесь важно помнить, что период празднования китайского Нового года в 2022 году ознаменовался крупным объемом продаж золотых ювелирных изделий. Отзывы ритейлеров также свидетельствуют о том, что в стране сохраняется устойчивый спрос как на золотые украшения, так и на физические инвестиционные активы. Особенно хорошо продавались антикварные золотые коллекции и золото 5D в форме дракона, счастливых бусин или благоприятных символов. Многие отделения банков также сообщили нам, что объем продаж золотых слитков и монет почти удвоился по сравнению с периодом празднования китайского Нового года в 2023 году, а коллекции изделий с изображением дракона были распроданы. Тем не менее, из-за того, что ритейлеры накапливали большие запасы перед китайским Новым Годом, шэньчжэньские выставочные залы и производители не сообщали о значительном пополнении запасов после открытия.
Если говорить об основных причинах спроса на золото в начале 2024 года, то можно отметить рост привлекательности золота как средства сбережения и защитного актива в глазах китайских потребителей. Более высокие показатели доходности золота по сравнению с местным фондовым рынком, опасения по поводу обесценивания юаня, а также информация от ЦБ Китая об увеличении золотого резерва в течение 15 месяцев подряд — все это повысило интерес китайских потребителей к желтому металлу. В то же время комментарии, появляющиеся на платформах онлайн-торговли и в социальных сетях, свидетельствуют о том, что молодые потребители начинают осознавать инвестиционные преимущества золота и золотых украшений. Кроме того, появился привлекательный спред на покупку и продажу, или, другими словами, потребители несут относительно небольшие потери, продавая старые изделия, по сравнению с ценой их приобретения (без учета колебаний цен на золото).
Как следствие, ювелирные изделия из 24-каратного золота оказались значительно популярнее других изделий, включая платину, золото с меньшим количеством каратов, изделий с драгоценными камнями, которые отличаются более высокими премиями. К концу 2023 года большинство ювелирных ритейлеров, с которыми мы разговаривали, заявило, что доля золотых украшений в общем обороте составила более 80%. Хотя это, безусловно, положительно сказывается на объемах продаж золота, а цепочка поставок испытывает все большее давление со стороны снижения прибыли, поскольку затраты на оплату труда при производстве украшений из чистого золота, как правило, ниже. Кроме того, некоторые розничные бренды страдают от "бизнес-модели Шуйбэй", которая зародилась в Шэньчжэне и постепенно распространяется на города второго уровня, такие как Чэнду. Речь идет о множестве мелких оптовиков, которые помещают свои ювелирные прилавки в одном здании и продают товары напрямую конечным потребителям (иногда через платформы онлайн-торговли). Они могут предложить более привлекательные отпускные цены благодаря более низким операционным расходам. В ответ на такую жесткую конкуренцию многие ведущие розничные торговые сети запустили в период празднования китайского Нового года различные рекламные акции, такие как розыгрыши призов, скидки на золото или точки продаж для обмена подарками, чтобы привлечь клиентов.
Мы ожидаем, что рост интереса к золоту среди китайских потребителей сохранится на протяжении большей части этого года. Тем не менее, учитывая прогнозируемый рост цен на золото, объем потребления ювелирных изделий в весовом выражении может не удержаться на уровне прошлого года. В конце концов, потребители, как правило, имеют фиксированный бюджет на покупку золотых украшений, а значит, рост цен заставит их выбирать более легкие изделия. Экономическая нестабильность и отсутствие доверия к фондовым рынкам также продолжат оказывать влияние на потребительские настроения и расходы на предметы роскоши в целом. Мы прогнозируем снижение объемов потребления ювелирных изделий из золота на 5% в 2024 году. В то же время спрос на физические инвестиции в золото вырастет на 2% по сравнению с предыдущим годом и достигнет 6-летнего максимума, что будет обусловлено повышением привлекательности золота как актива для сохранения сбережений в глазах розничных инвесторов и состоятельных людей.
Добавление от Всемирного золотого совета
В феврале 2024 года объем изъятий золота из Шанхайской биржи золота составил 127 тонн, что на 53% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 25% меньше, чем в предыдущем году. Однако мы не можем сделать однозначный вывод на этом основании о том, что спрос на золото снизился. Резкое падение в месячном исчислении было обусловлено, главным образом:
- меньшим количеством торговых дней в феврале по сравнению с январем из-за празднования китайского Нового года (10-17 февраля);
- сезонным снижением оптового спроса на золото в связи с тем, что производители ликвидируют запасы, накопленные в ходе подготовки к празднику;
- невероятно высоким уровнем объемом изъятия золота в январе.
Сочетание празднования китайского Нового года и меньшего количества торговых дней ежегодно приводило к снижению в месячном исчислении в феврале, за исключением 2023 года, когда Праздник весны наступил необычно рано. В том случае в январе было меньше торговых дней, и показатели начала года были неплохими ввиду отложенного спроса после недавнего снятия карантинных ограничений. Исключительно высокая база 2023 года также стала основным фактором снижения оптового спроса на золото в прошлом месяце по сравнению с предыдущим годом.
Тем не менее, в 2024 году был зафиксирован второй по величине объем оптового спроса на золото в феврале с 2017 года, оставшись выше среднего 10-летнего показателя в 118 тонн.