Власти запустили программу «Золотая монета Индии» в 2015 году, чтобы привлечь население страны к инвестированию в золото и тем самым уменьшить объем импорта.
Недавно власти создали дополнительные стимулы для продвижения этой программы по причине снижения спроса на золотые монеты. В марте было принято несколько поправок для увеличения популярности и доступности монет. В Индии термин «монета» не имеет четкого значения. Большинство коллекционеров монет назовут индийские продукты из золота жетонами, поскольку они отличаются по весу, а не по номиналу.
По сообщениям индийской газеты «Financial Express» от 30 марта, «центральное правительство недавно приняло несколько поправок, которые позволят распространять монеты посредством большого количества каналов продаж, включая платформы электронной торговли в Интернете, а также посредством ювелиров, банков, почты и т.д.».
Компания «MMTC-PAMP India Pvt. Ltd.» – аккредитованный аффинажный завод, признанный на международном уровне, который отвечает глобальным стандартам рынка драгметаллов. Завод аффинирует и реализует золотые слитки и монеты 0,9999 и 0,995 проб. Кроме того, также занимается производством и продажей серебряных слитков и монет. Согласно информации на веб-сайте компании, этот завод «является единственным монетным двором за пределами Соединенного Королевства, получившим лицензию правительства Великобритании на производство памятных Соверенов». На веб-сайте также указаны уполномоченные розничные торговцы и торговые точки компании, где можно приобрести их продукцию.
Программа «Золотая монета Индии» является частью мер властей, направленных на монетизацию драгметалла. Новые поправки позволят компании «Security Printing and Minting Corporation of India» чеканить Золотую монету Индии с весом в 1 и 2 граммов, наряду с прежде утвержденными весовыми категориями (5, 10 и 20 г). Поправки также позволят производить этой компании продукцию из золота с 0,995 и 0,9999 пробами. Кроме того, будет еще несколько интересных возможностей для чеканки памятных золотых монет в будущем.
Во Всемирном золотом совете отслеживают объем оптовых продаж по всему миру. Согласно статистике этой организации, спрос на золотые ювелирные украшения в Индии упал на 48% в 3-м квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 3-м квартале 2020 года объем продаж составил около 52,8 тонны по сравнению с 101,6 тоннами в 3-м квартале 2019 года. За тот же период мировой объем спроса на золото упал на 29%.
Спрос на золотые украшения в Индии снизился на 9% в 2019 году по сравнению с годом ранее. Спрос на слитки и монеты упал на 10% за тот же период. В мире объем спроса на слитки и монеты увеличился на 49% в 2018-2019 гг.
В Индии действует несколько программ, которые нацелены на превращение золота в настоящий инвестиционный актив: «Золотая монета Индии», «Монетизация золота», «Суверенная золотая облигация». «Монетизация золота» предполагает использование золота, хранящегося в домохозяйствах Индии в более финансово производительный актив. Согласно предварительным оценкам, в индийских домохозяйствах находится самый большой объем драгметалла в мире – около 25 тыс. тонн.
Суверенная золотая облигация считается инвестицией с низким уровнем риска и фиксированным доходом два раза в год. Затраты на покупку или продажу суверенных золотых облигаций меньше затрат на приобретение или продажу физического золота. Облигации могут быть погашены по истечении 5 лет с даты их приобретения, при этом срок обращения облигаций составляет 8 лет. Облигации можно продать или передать другим инвесторам.
Продаются облигации только резидентам, трастам, университетам и благотворительным учреждениям. Ежегодный минимальный объем покупки установлен в размере 1 грамма. Максимальный объем покупки составляет 4 килограмма для физических лиц и 20 килограмм – для трастов и подобных организаций. Клиентам предоставляются скидки при покупке облигаций онлайн с оплатой в цифровой форме.