Материал компании «Incrementum» (Лихтенштейн).
Золото, несмотря на потрясающую доходность, не вызывает особого доверия у большинства людей на Западе, как профессиональных инвесторов, так и широкой общественности. Слишком часто инвестиции в золото называют сомнительными, нерациональными, рискованными или спекулятивными. Все чаще делаются явные политические выводы.
Почему у надежного средства сбережения, которое было таковым на протяжении веков и даже тысячелетий, такая плохая репутация? Почему золото презирают, а не жаждут его приобрести?
Прежде всего, перед тем как перейти к самому вопросу, следует отметить, что негативные ассоциации с золотом преобладают в Западном полушарии, в то время как такие страны, как Турция, Россия, Китай, Индия и страны Ближнего Востока, относятся к драгоценному металлу гораздо более позитивно.
Впрочем, даже на Западе пренебрежительное отношение к золоту не является всеобщим; частное владение золотом в некоторых странах остается одним из самых высоких в мире. Например, на долю домохозяйств Германии приходится более чем 4% мирового объема золота, что составляет около 9,09 тыс. тонн. Однако СМИ рисуют иную картину: заголовки газет пестрят такими фразами «Золото обманывает», «Даже в кризис к золоту следует относиться с осторожностью» до «Защитный актив, который стоил инвесторам 30% их средств» и т.д.
Так откуда же такое презрение к золоту, особенно среди лидеров общественного мнения? Один из ответов можно найти в общем сдвиге общества в сторону прогрессивизма, быстром появлении «воук-культуры», порождающей призыв к установлению все большего количества правил и государственного контроля над обществом. Великий социалистический эксперимент XX века потерпел столь серьезный провал как в теории, так и на практике, поэтому стратегия леворадикальных академических кругов, направленная на игнорирование этого поражения, заключается в том, чтобы просто удвоить свои усилия: вместо того чтобы признать поражение и пересмотреть свои глубоко укоренившиеся убеждения, они стали уходить в скептицизм, релятивизм и деструктивный нигилизм. Когда им предъявляются факты, свидетельствующие о реальном положении дел, они отвечают: «Это всего лишь логика и доказательства; логика и доказательства субъективны; вы не можете ничего доказать; чувства глубже логики; а наши чувства хотят социализма».
Впрочем, и в широких слоях населения в последние десятилетия наблюдался сдвиг в сторону более социалистической позиции, чему способствовало усиление неравенства в обществе, а также разрыв в ценностных и политических ориентирах. Это не является чем-то необычным на поздних стадиях больших экономических циклов, через которые проходит общество. Как правило, это приводит к более экстремальным политическим установкам, которые трансформируются в ту или иную форму популизма. Те, кто слева, стремятся к перераспределению богатства, а те, кто справа, - к сохранению статус-кво.
Механизм формирования представлений о золоте
Если общество теряет стабильность на фоне социальной и экономической дезинтеграции, то у людей возрастает потребность в психологической безопасности. Так социально фрагментированное общество стремится к единству в группе. Люди начинают подражать другим. Окно Овертона сокращается. Другими словами, «окно допустимых мнений и высказываний» сужается. Как следствие, люди становятся более сплоченными в рамках групповой системы убеждений в ущерб своему личному любопытству. Или, как описывает это Маттиас Десмет: «Массы верят в историю не потому, что она достоверна, а потому, что она создает новые социальные связи».
Золото – это идеальный пример такой динамики. Несмотря на его богатую историю и выдающиеся финансовые показатели за последние годы, люди на Западе в большинстве своем относятся к нему с пренебрежением. По сути, большинство из них имеют лишь очень поверхностное представление о том, что такое золото. Они также не понимают, почему испытывают к нему такую неприязнь. Следовательно, их неприятие основано скорее на эмоциях, чем на рациональных аргументах. А когда их позиция по отношению к золоту оспаривается, реакция обычно оказывается несколько чрезмерной, то есть, они компенсируют отсутствие веских аргументов оскорблениями.
По сути, непонимание золота перекликается с вышеупомянутым окном Овертона. В настоящее время считается, что золото не попадает в окно «допустимых мнений», в том смысле, что оно не является модным среди тех, кто находится в мейнстриме, то есть, ассоциируется с негативными коннотациями в публичной сфере.
Кто же тогда формирует направление и динамику допустимых высказываний? Ответ - идейные лидеры. Это могут быть звезды Голливуда, владельцы новостных изданий, политики, аналитические центры или даже авторитеты в социальных сетях. Бен Хант ввел в обиход термин «нарративная машина», чтобы точно описать это явление. В то время как нарратив обычно означает всеобъемлющие идеи и истории, которые формируют рамку, используемую для понимания и восприятия новой информации, нарративная машина – это всеохватывающая система стратегической коммуникации и правил игры, которая формирует наше восприятие мира.
В отличие от формирования общественного мнения, настоящими лидерами в этом отношении являются те, кто продвигает свои исследования независимо от общественного одобрения, как, например, многие представители австрийской школы экономики. Это стремление к знаниям ради знаний, а не ради общественного одобрения, часто осуществлялось и осуществляется вопреки яростному сопротивлению этих лидеров мнений и даже большинства научного сообщества. Австрийский философ Конрад Пауль Лиссманн недавно сформулировал призыв против конформизма и активизма науки и в пользу научной свободы в эссе с красноречивым названием «Прочь давление, заставляющее присягать на верность!». Демократическо-политические категории, такие как одобрение или неприятие большинства, не являются научными критериями.
Что касается золота, то политики и лица, принимающие политические решения, безусловно, играют важную роль в формировании общественного мнения. Учитывая сложную экономическую обстановку и постоянное обесценивание валюты, они заинтересованы в том, чтобы препятствовать использованию золота в качестве альтернативы системе бумажных денег. Понимание противоположности между золотом и бумажными деньгами высветило бы до крайнего уровня потерю покупательной способности у последних. Взамен этого продвигаются ограничительные политики и правила, чтобы сохранить контроль над информацией и поддержать доверие общества к этой системе.
Золото – жертва клеветы
В прошлом владение золотом иногда полностью запрещалось законом, но сегодня наиболее распространенные ограничения в отношении золота представлены в виде описанной выше дискредитации со стороны общества, в чем-то схожей с той, с которой сейчас сталкивается криптовалютное сообщество и, в частности, биткойн как его наиболее заметный представитель. Наиболее распространенными обвинениями против криптовалют являются массовое потребление криптовалютами энергии и их якобы ущерб окружающей среде, а также содействие незаконной деятельности, такой как отмывание денег, благодаря их предполагаемой анонимности. Одновременно с этим западные правительства во главе с США уже начали преследование криптовалютной индустрии.
В качестве примера можно привести недавний случай: после краха американского банка «Signature» в марте 2023 года, ставшего третьим по величине банкротством в истории США, Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) распродала оставшиеся активы и депозиты банка - за исключением вкладов криптовалютных компаний - и, согласно новостям, любой покупатель «Signature» должен был отказаться от всего криптовалютного бизнеса, который составлял более 4 млрд долларов США. Это подтвердило подозрения издания «The Wall Street Journal» о том, что «конфискация банка "Signature" была мотивирована враждебным отношением регуляторов к криптовалютам».
В мире, расколотом по геополитическим группам, – и с учетом того, что правительство США использует мировую резервную валюту, американский доллар, против своих врагов, которые впоследствии используют золото и другие активы, чтобы обойти доллар, – подобная борьба с владельцами золота уже не кажется слишком надуманной. Пропагандистская кампании против золота может выглядеть следующим образом:
- Владельцы золота - богатые мошенники, уклоняющиеся от уплаты налогов.
- Владельцы золота - сторонники диктаторов.
- Владельцы золота - непатриоты.
- Владельцы золота представляют угрозу национальной безопасности.
- Владельцы золота способствуют организованной преступности, например, незаконному обороту наркотиков и секс-торговле.
Подробный анализ может показать, что многие из этих нападок на драгоценные металлы и криптовалюты на самом деле не имеют под собой оснований и практически лишены смысла.